Вернуться к обычному виду


Календарь событий

Сотрудничество

Обзор проблематики обучения





07.06.2013

Обзор проблематики обучения

Нам без отдыха и срока жужжат в уши,
сообщая разнообразные знания,
в нас вливают их, словно воду в воронку,
и наша обязанность состоит лишь
в повторении того, что мы слышали.
М. Монтень.  

При системном подходе рассмотрения школьного и вузовского процесса обучения проявляются следующие предельные проблемные ситуации, которые заключаются:

  1. в применяемом методе обучения;
  2. в понимании механизмов психофизиологии;
  3. в форме представления информации для изучения.

Метод обучения.

Метод обучения.jpgВ сравнении с прошлым веком в настоящее время технологий обучения – множество, и различных фактов в виде знаний в память обучаемого сейчас помещают и количественно больше, и методически разнообразно. При этом метод, заложенный в основу технологий обучения, так и остался неизменным.

Основательно закрепощённый в научном сознании, этот метод является до сих пор аксиомой в теории обучения. Это объяснительно-иллюстративный метод обучения и его различные модификации, при котором преподаватель и в школе, и в вузе предназначен для выполнения двух предельных функций:

  • быть толкователем готовых книжных истин в последней инстанции;
  • быть инстанцией контроля за усвоением обучаемых книжных истин.

Объяснительно-иллюстративный метод опирается на механическую память обучаемого, развивает привычку к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действия. Механическое запоминание растущей по объёму информации в процессе обучения увеличивает малоэффективную нагрузку на мозг обучаемого и порождает ряд взаимосвязанных негативных последствий:

  • пробелы в знаниях – забывчивость,
  • потерю интереса к учёбе – апатию,
  • психологический дискомфорт, сопровождающийся чувством неуверенности и страха, которые формируют соответствующее поведение, в том числе лживость и различные формы протеста.

«Оправдывающий себя» на начальном этапе обучения, когда для решения известных задач успешно можно пользоваться практически одними и теми же готовыми (профессиональными) знаниями, объяснительно-иллюстративный метод становится тормозом в развитии мышления обучаемого на последующих этапах. Кроме того, объём базисных знаний в школе и вузах растёт и, как следствие, увеличивается нагрузка на память тех, кто обучается. Вследствие этого – основой «эффективности» такого процесса становится принуждение к обучению, а результатом – фрагментарные знания у обучаемого.

В настоящее время преподаватели в своей профессиональной деятельности сталкиваются со следующими проблемами обучения, когда у обучаемых отсутствует интерес (желание):

  • слушать и воспринимать разъяснение материала;
  • разбираться и осмыслять материал самостоятельно;
  • применять изучаемый материал в практической деятельности.

Одна из причин этого – перегрузка механической памяти обучаемых, при которой защитные механизмы их мозга отключают каналы восприятия информации – и любые попытки активизировать работу механической памяти в этой ситуации приводят к нервозам и стрессовым состояниям, а как следствие, к росту психосоматических заболеваний среди обучаемых. 


Психофизиология личности.

В основе деятельности преподавателя (какой бы методики он не придерживался) должна быть заложена точная диагностика физического, психического состояния обучаемого, его умственных возможностей. Для этого преподаватель должен обладать достаточными знаниями в области психофизиологии личности. При правильной диагностике возможна эффективная организация обучения – развитие, совершенствование психических функций мозга личности: внимания, памяти, мышления и т.д.

Система образования, в целом, и профессиональная деятельность преподавателя, в частности, формируют существенную часть среды развития обучаемого. Обучение призвано помочь адаптироваться личности в окружающем мире, при этом развитие функций левого полушария мозга связано в большей степени с социальной средой и определяет уровень социальной адаптации, а развитие функций правого полушария определяет адаптацию в природной среде. И то, и другое в равной степени необходимо для жизнедеятельности личности.

Психофизиология личности.jpg

В современной системе образования обучение в большей степени – левополушарное. Правополушарному интеллекту уделяется слабое внимание. 

На приведённой схеме Лангмейера, символически выражающей соотношение между возможной и действительной реализацией некоторых наших способностей, хорошо видны результаты такого обучения.

Современные образовательные программы в виде лекций-монологов, текстовое содержание учебников и учебных пособий, различные методические приёмы обучения ориентированы в основном на развитие левополушарного мышления, что в итоге формирует бесплодный аналитический ум:

  • как познавать реальный мир обучаемому, если его сознание встречается с абстрактными мысленными образами преподавателя или автора учебника, которые "как-то" соответствуют реальным физическим объектам и явлениям?
  • какие идеальные образы формируются у обучаемого в этом случае в его сознании и как эти идеальные образы связаны с реальными?
  • способен ли обучаемый абстрактную мысленную конструкцию или теоретическую схему воплотить в доступной для него форме в реальный объект или процесс?

Ответы обучающихся в общепринятой форме на занятиях мало что проявляют - такие ответы являются показателем развитости механической памяти, которая как дымовая завеса, скрывает действительное содержание сознания обучаемого.

Обучение, опирающееся в основном на словесно-знаковую информацию, нарушает взаимосвязь между системой конкретного отражения действительности и системой отражения мира в виде понятий – нарушается синхронность функционирования первой и второй сигнальных систем личности: 

  • Пользование языком и словесным мышлением таит в себе известную опасность отрыва мысли от действительности.
  • Речь не может сама по себе обеспечить познание действительности, потому как слова являются только вторыми сигналами.
  • Утратив связь с реальными предметами и явлениями, обозначающие их слова перестают быть сигналами действительности, теряют своё познавательное значение.

В современной системе образования обучение чаще всего носит искусственный характер.

На занятиях жизненные ситуации моделируются с помощью учебных абстрактных или надуманных задач, слабо связанных с реальностью. Поэтому такая успешная учёба не может быть гарантией эффективного использования таких знаний в реальной жизни. Тем более, если обучающимся используется механическая память, «натасканная» на эти искусственные ситуации – после такого обучения ему ещё предстоит сделать свою память эффективной, научившись реагировать не на модели, а на подлинные жизненные обстоятельства.

Абстрактные образы-модели, основу словесного абстрагирования, хранит в памяти левое полушарие мозга, а реальные образы и события хранит память правого полушария. Когда обе памяти работают синхронно, тогда обучение становится естественным.

Синхронизация работы памяти «неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать».

Когда обучающимся предлагается готовый анализ и синтез искусственно представленных ситуаций, тогда их учат тому, что думать, а не тому, как думать, блокируя возможность лучшей организации своей памяти и мышления.


Форма представления информации.

Форма представления информации.gif

Форма представления информации для изучения, как информационный сигнал, обладает уникальным воздействием на сознание обучающегося.

Существуют определённые формы сигнала (представления информации), которые вызывают повышенное внимание, волнение, захваченность и, как следствие, - внушаемость личности.

Как правило, такое воздействие на сознание сопровождается резким перепадом эмоций и вызовом высокого уровня доверия к информации при резком снижении критичности мышления обучаемого.

После такого воздействия ранее принятая информация полностью или частично стирается, предыдущие ценности необратимо теряют свою оценочную значимость, а новые ценности из воздействующего информационного сигнала занимают доминирующее положение в системе оценок личности.

Такое уникальное воздействие сигнала названо термином – фасцинация.

Например, абстрактность и смысловая многозначность описания, смысловые смещения и противопоставления (и в тексте, и в речи), включив активное эмоциональное воображение личности, действуют на неё как сильнейшее фасцинирующее средство. Такие средства воздействия относятся к семантической фасцинации.

Система ценностей личности, приобретённая после фасцинирующего воздействия информационного сигнала, обладает повышенной устойчивостью к иным системным воздействиям в связи с эмоциональной блокировкой способности критичного мышления личности.

В напряжённой социальной среде подобные фасцинирующие воздействия системных мировоззренческих идей способствуют формированию устойчивого фанатизма собственной или идейной исключительности, косности мышления и психологической зависимости личности от источника фасцинирующего сигнала. 

Старцев Андрей

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 



Яндекс.Метрика